Без единого гвоздя: как строили старинные избы?

Даже те, кто нисколько не интересуется архитектурой, наслышаны о церквях, построенных без единого гвоздя. Их можно увидеть в Музейных заповедниках в Кижах или Малых Карелах. Это настоящие шедевры архитектуры. Но ведь самая обычная деревянная изба – тот же шедевр, просто меньшего размера.

Срубить избу был способен не каждый плотник – лишь очень хороший и опытный. Всего три инструмента необходимы были ему для этого: топор, скобель, долото. Пилу старые мастера не употребляли – она не приминает волокна, как топор, а перерезает их и поэтому поглощение влаги древесиной при распиле снижается.

alt Что являлось основой старинной избы? Это была клеть – квадрат, сложенный из четырёх брёвен. На их концах вырубали чашки - соединительные узлы, которые прочно удерживали брёвна без деревянных штырей, гвоздей, скоб и прочих крепёжных составляющих в необходимом положении. На нижний венец сруба укладывали следующий и так далее. Это делали до тех пор, пока постройка не достигала запланированной высоты. В нижних же частях всех венцов прорубали пазы (продольные) и наполняли их мохом. Таким образом, обеспечивалась очень плотная подгонка брёвен по вертикали.

Охлопом (шелом) прикрывали стык двух скатов. Это выдолбленное тяжёлое бревно крепили к верхней слеге при помощи специальных деревянных шпонок. Их вставляли сверху и накрепко фиксировали деревянными клиньями снизу. Для защиты сруба от дождя на целый метр, а то и два старались вывести за линию стены края кровли. Получалось что-то похожее на навес. Помочи (выпуски верхних брёвен продольных стен) поддерживали вынос крыши. Затем над стенами сруба (торцевыми) производили сборку щипцов (бревенчатых фронтонов треугольной формы). В них и врезали через два венца горизонтальные продольные брёвна (слеги), которые отлично удерживали фронтоны. Поперёк к продольным брёвнам крепили курицы или же кокоры. Таким словом называли вынутые с корнем или специально изогнутые в виде крюка молодые ели.

В отогнутые вверх или искривленные части кокор укладывалось длинное бревно, в котором был выдолблен паз. Он служил опорой для концов кровельных теснин, а одновременно и водостоком. Потом топором, одна за одной, на досках вытёсывали неглубокий продольный жёлоб на верхней пласти. Такие доски (тесины) укладывали плотно друг к другу на крышу. Кровельное покрытие состояло из двух слоёв, но каждую тесину клали так, чтобы зазор между досками в верхнем слое располагался именно под желобком тесины в нижнем слое.

И вот изба собрана. Окна в срубе были косящатые и волоковые. Первые – гораздо больше вторых. Волоковые – невысокие, прорубали их при условии выборки не более половины каждого венца в двух смежных. Название своё они получили потому, что закрывались изнутри дома при помощи деревянного щитка-задвижки – волока. Большие косящатые окна вырубались в нескольких смежных венцах, а массивными косяками скрепляли торцы выходящих в проём брёвен. Косящатые окна иначе называли ещё красными – они всегда были принадлежностью главного фасада.

Вот как мудро и просто соединяются в одно целое в избе её части! Ведь русская изба была и есть архитектурным чудом. И названия деталей древние и красочные: кокоры, шеломы, потоки – как в песне.


Как построить деревянный дом по всем правилам?
В чем преимущества строительства дома из клееного бруса?